Юрий Колодний

Поздравляем Юрия Николаевича с выходом новой книги стихов «ДЫШУ МЕЛОДИЕЙ СТИХОВ». Желаем новых творческих успехов и удач!
РЕЦЕНЗИИ

Рецензии на произведения Юрия Колоднего



Литературно-художественный журнал "Поэзия". М.: МГО Союза писателей России. 2006. 3-4, с.98-106.

КОГДА ПОЁТ ДУША


            Общеизвестно, что каждый поэт интересен читателю своеобразием и неповторимостью своего художественного мира. В истинно поэтическом творчестве по-своему выражено отношение к родной земле, природе, окружающему миру. Но только тогда, когда произведение волнует читателя, находит отклик в его мыслях, заставляет сопереживать — можно говорить о подлинном таланте художника. Таким талантом, несомненно, обладает Юрий Николаевич Колодний.
            Отечество — Россия, малая Родина — Кубань, казачество, родная природа, любовь в самом широком смысле, верная мужская дружба — вот чем живёт и дышит поэзия Юрия Колоднего.
            Казак по происхождению, родившийся в кубанской станице, верен в своём творчестве традициям казачества. Главные из них, по определению поэта, — Слава, Доблесть и Честь:

Казаку без чести,
Как без правды бой.

Меткое сравнение раскрывается глубже и полнее, когда автор преломляет его в стихотворении «Честь имею» сквозь призму собственной жизненной позиции:

Честь имею, друзья, честь имею.
Жить во лжи без мечты не сумею.
…Промолчать и предать не сумею.

Для Юрия Колоднего, как и для всего казачества, важнейшие нравственные ценности жизни: Православная вера, Совесть, Доброта, Святое братство.
            Размышляя о жизни и о себе, поэт утверждает как высшее духовное достоинство человека — Совесть:

Пусть лоцманом будет
Нам Совесть всегда.

Поэт замечает: «Каждый в жизни сдаёт ежечасно, ежеминутно, ежесекундно свой индивидуальный «экзамен совести». Идёт своей, только ему присущей дорогой».
            Веление совести и сердца побуждает Юрия Колоднего неустанно звать своих читателей вершить добро, помогать ближнему:

Живём в стране, где нет покоя.
Невольно ищем свой предел.
Одно прошу я, ради Бога,
Пусть больше будет добрых дел.

Призыв к добру звучит и в строфе другого стихотворения: «Сила не в порохе, // в капле дождя. // Отдай всё, что дорого, // к людям идя».
            Стремление казаков к Добру, Справедливости, их духовность проявляются и в крепости Святого братства. Казаки познали его цену и прочность ещё в героическом прошлом, в кровавых битвах, в лишениях, доставшихся на их долю.
            Юрий Колодний передаёт силу и надёжность казачьего братства, проверенного и закалённого огнём и смертью, в волнующих строках ряда стихотворений:

Так было века
И в бою, и в труде,
Казак казака
Не бросит в беде,
Не бросит в дороге
На милость судьбе.

Мотив гибели в бою неразрывно связан у поэта с мотивом бессмертия. Человек, отдавший жизнь за Родину, своей смертью звал к отмщению и, множа ратные подвиги, сам оставался в памяти казачества. Таков, например, подтекст стихотворения «Черноморцы», заключительная строка которого вновь утверждает: «…В ридном братстве суть».
            К теме казачества, своей малой Родины — Кубани Юрий Колодний возвращается не раз. Он всем сердцем любит край, в котором родился и рос, свою станицу Калининскую. Поэт сам признаётся в этом:

Кубанские узоры —
Любимая земля.
Широкие просторы
И в них душа моя.

Для Кубани он находит в стихотворениях самые поэтические определения: «Земной Рай», «Тополиная страна», «Казацкая повесть былой старины» и др.
            Кубань для него — «Светлый», «Отчий дом», о котором он постоянно думает, мечтая вновь побывать в нём. Поэтому так выразительны и проникновенны строки стихотворения «Светлый дом»:

Мой Отчий край, краса и сила!
Богат и славен ты трудом!
Люблю тебя, где всё мне мило,
Люблю Кубанский светлый дом!

Рассветы ранние, закаты,
И тихий шелест тополей,
И вишни белые у хаты,
И ширь, простор родных полей.

Сюда, в этот благословенный край влекут поэта и воспоминания детства. Об этом у него в одном из лучших произведений его лирики «Сиреневый сад». Куст сирени, который расцвёл в станице у родного крыльца, ассоциируется со счастливым детством. Удачно найденные перифраз (сирень — счастье расписное), метафора-олицетворение помогают автору ярче и глубже выразить радость встречи с прошлым: «Я к тебе всю жизнь иду // счастье расписное», «…Детство в дымке золотой // с юностью играет».
            Природа Кубани, русская природа органически вплетаются в художественную ткань многих стихотворений Юрия Колоднего. Порой его поэтический мир естественно и непреднамеренно сливается с красотой окружающего:

Улыбнулось мне солнце в окошко.
Луч рассветный рисует зарю.
Собирает на небе в лукошко
Звёзды месяц в небесном бору.

            В некоторых стихотворениях природа оказывается главным персонажем, отображающим внутреннее состояние души человека, его помыслы и переживания. О многом, например, могут рассказать читателю Берёза, которую годы «Преклонили над землёю, // но не поломали», Осенние листья, оторвавшиеся от родного дерева, но так и не нашедшие нигде добра, — потому-то и разрывают их в полёте «мысли прожитого дня». Или Белая роза, своим снежным цветом отражающая холод и стужу несостоявшейся любви, которая «Отзвучала, не согрела // белой розой отцвела».
            Юрий Колодний, бесконечно любящий природу (это ощущение не покидает при чтении его стихотворений), относится к ней как к живому, близкому ему существу. Поэтому олицетворение — его излюбленный поэтический приём: «Скучает без рыцаря Дама — // Берёза над тихой рекой», или: «Рассыпает звёзды вечер // по лугам и по реке» и т. д.
            Любовь к родной природе для Юрия Колоднего это и любовь ко всей русской земле. Человек, природа, Русь предстают в его поэзии в реальном единстве. Россия для него — и жизнь, и судьба. Об этом пишет он сам:

Ничего не прошу,
В облаках не летаю.
Я Россией дышу,
В ней живу и страдаю.

По убеждению Юрия Колоднего поэт, по сути, «пишет в своей жизни одну единственную книгу, отражая различные грани собственной судьбы, вплетаясь нитями души и сердца в судьбу своей Родины». Для Юрия Колоднего книга эта — Россия. Поэт вновь и вновь возвращается к ней, не уставая повторять:

Проплывают века —
Облака белизной!
И живу я, пока
Ты, Россия, со мной.

            Именно любовь к России, преданность её святыням и традициям побуждают автора остро чувствовать свою ответственность за её настоящее и будущее: «Мы за тебя душой, страна, // пред Богом, совестью в ответе». Поэтому-то поэт и не приемлет невежество, корысть, цинизм, пошлость.
            До драматизма, до трагедийности доходят порой строки стихотворений «Танцы, танцы на костях», «Подводная лодка», «Крестьянство» и др. В этих стихотворениях, как и во всём творчестве Юрия Колоднего, отражено всё то, что поэт ощутил, выстрадал, пережил. Его возмущает танцплощадка, устроенная на месте кладбища, где хоронили казаков — героев Первой мировой войны:

Танцы, танцы на костях
Русского народа…

Поэт негодует, видя разруху деревень и нищету крестьян, в прежние времена кормивших страну:

Перестроили, сожгли,
Замесили хамство…
Как обычно впереди
Голое крестьянство.

Сила, выразительность и лаконизм этих строк усиливают их эмоциональное воздействие на читателя.
            Поэт остро переживает и разрушение вековой культуры русского народа, разбивающее человеческие души об «айсберг судьбы». Побывав в различных городах России, поэт убедился, как пишет он сам в автобиографии, что «…продолжается планомерное, целенаправленное разрушение душ молодых людей». Так рождаются строки:

Россия-Мать, прости…
Мы песню не допели.
Святыни сберегли,
Но души не согрели…

В стихотворении «Очнись, одумайся страна» поэт, переживая за Родину, за не сбережённые души, приходит к неутешительному выводу: «Ты, словно скифская гора // Лежишь могильно у порога».
            Однако, при всём том, пессимизма у поэта нет. Он верит в возрождение духовной культуры народа, и в этом видит его спасение. Равно, как и в мудрости, правде, вере, любви, доброте, которые составляют суть жизни и не могут не восторжествовать: «Я верю в мудрость, // верю в доброту», «Счастью — «Да», а горю — «Нет»…».
            Убеждённый в победе светлого начала над злом и всем негативным, Юрий Колодний утверждает: «Не поставят на колени // Россию тёмные миры». И ещё:

Не померкнет Честь и Слава —
Русь душою высока.

Не померкнет, будет жить в веках и русская литература, русская поэзия, поэзия Пушкина и Лермонтова, Есенина и Пастернака, Ахматовой и Рубцова. Их Юрий Колодний преданно любит и считает своими наставниками. У них он учится отображать духовный мир человека в совокупности с национальной историей, проблемами, волнующими народ, его героическим прошлым, оставаясь при этом всегда на уровне современности. «Если не жить современностью — нельзя писать» — утверждал Александр Блок.
            В своей поэзии Юрий Колодний придерживается активной гражданской позиции, решительно отвергая, как уже отмечалось, всё негативное в окружающей действительности, и призывая к Добру и Справедливости. Поэтому-то лейтмотивом в его стихотворениях, посвящённых поэтам–классикам, проходит мысль о том, что они творили «По веленью сердца, волей доброты».
            В творчестве одного из близких ему поэтов-современников Булата Окуджавы, Юрия Колоднего привлекает то, что он

Пел о дружбе, верности, свободе
О любви, превратностях судьбы
Не подвластный грубой моде.

Задушевны стихотворения, посвящённые певцу Руси — Есенину. Поездка в Константиново дала ему возможность самому ощутить вдохновенную красоту родины поэта.

Край берёз, любви и боли,
Той, Есенинской, мечты,
Безотрадной грустной доли
И великой доброты!

О том, как близок и дорог поэту Есенин, можно судить и по тому, что Юрий Колодний посвящает ему всё новые и новые стихотворения, такие же мелодичные и музыкальные.
            Поэтическая музыкальность, напевность отличают и многие другие стихотворения Юрия Колоднего: в них словно поёт душа автора. Сам он ставит музыкальность во главу угла поэтического дарования — «В стихах должна присутствовать музыка», «стихи живут музыкой». Невольно вспоминается требование, высказанное ещё Верленом: «Музыки, музыки, прежде всего!»
            Любимые композиторы соседствуют в сборниках Юрия Колоднего с любимыми поэтами. «Звучал орган на перепутье // На перекрёстке всех дорог» — так начинается стихотворение «Двенадцать хоралов И.С. Баха», «Утончённые мысли печали» — это о романсах Вертинского.
            В романсах самого Юрия Колоднего (в сборнике «Честь имею» они объединены в отдельный цикл) слышатся мелодии любви, ожидания встреч, прощания — «звучанье музыки печальной».
            Поэту, конечно, дорога и народная музыка, русские композиторы и исполнители. Им посвящены такие стихотворения, как «Пой душа, играй тальянка», «Не тревожьте баяниста» и др. Задором и удалью наполнены строки стихотворения «Русская гармонь», в котором поэт находит очень удачный перифраз — гармонь — «русская крестьянка»:

Ты играй, гармонь, играй,
Развернись, тальянка!
Всю Россию собирай
Милая крестьянка!

            Музыкальности стихотворений Юрий Колодний достигает многими поэтическими приёмами: он разнообразит ритм стихотворений (а ритм, как известно, сердце поэзии), размеры силлабо-тонической системы, способы рифмовки, использует цезуру (паузу в середине стихотворной строки), переносы, подчёркивая тем самым нужные слова и придавая им особую выразительность. А выразительное слово — это и музыка, и ритм, и весомость его значения: «Слово — Бог, в нём живёт бесконечность» — метко сформулировал мысль Юрий Колодний.
            Благодаря мелодичности, песенному ритму стихотворения Юрия Колоднего легко запоминаются и перекладываются композиторами на музыку. Но трудно согласится с тем, что в его поэтических сборниках последних лет некоторые из этих стихотворений даются как строфы с «припевом». Слово «припев» после каждого четверостишия или восьмистишия нарушает эмоциональную целостность восприятия, особенно в таких лирических произведениях, как «Сиреневый сад», «Осенний лист». Кстати, в сборнике «Берега счастья» (2002 г.) слова «припев» отсутствовали, и поэтому их воздействие на читателя было намного сильнее. На наш взгляд, стихотворения, переложенные на музыку, следовало бы выделить в «Песенник», оставив лучшие из них в поэтических сборниках без указаний припева.
            Ряд песен поэта вошёл в репертуар Государственного академического Кубанского казачьего хора, которым свыше тридцати лет руководит народный артист России и Украины, композитор Виктор Гаврилович Захарченко, сыгравший важную роль в становлении поэтического дарования Юрия Колоднего. О Кубанском хоре автор проникновенно пишет:

Когда поёт Кубанский хор
Невольно сердце замирает,
Душа России оживает
Когда поёт Кубанский хор.

Поэт посвящает стихотворения и В.Г. Захарченко, и Ю.И. Афанасьеву, и другим музыкальным деятелям, с которыми его связали судьба и Кубань.
            Следует отметить и ещё одну, пожалуй, даже главную особенность творчества Юрия Колоднего: в его сборниках светская лирика соседствует с духовной. Стремление автора внушить читателям идеи Добра, Справедливости, напомнить о забытых заповедях, конечно же, вполне оправдано. Но вместе с тем его духовные стихотворения ограничивают круг читателей других вероисповеданий. В их числе — любители поэзии, деятели различных областей науки и культуры и др. Не лучше ли было духовные стихотворения выделить в отдельную книгу? Возможно, Юрию Колоднему в дальнейшем следует избрать путь более органичного слияния духовного и светского. В качестве примера можно было бы привести гениальное стихотворение православного М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), в котором нет и намёка на конфессиональную принадлежность автора.
            Лирическое стихотворение тем ценнее, значительнее и долговечнее, чем ярче и глубже раскрываются в нём общечеловеческие чувства, мысли, проблемы и чем шире круг его читателей. В качестве примера можно вспомнить дошедшие до нас знаменитые рубаи — четверостишия Омара Хайяма с его глубокими раздумьями о смысле жизни. Или танка (пятистишия) японского поэта — философа, тонкого художника Сайгё, которые, кстати сказать, не вполне удачно использует Юрий Колодний в одном из своих поэтических сборников в качестве эпиграфов к стихотворениям. После их лаконичных, выразительных строк, на осмысление которых уходит значительный заряд читательской энергии, произведения самого автора в ряде случаев воспринимаются без особого интереса.
            Возвращаясь к ранее сказанному, хочется отметить, что в стихотворениях Юрия Колоднего, посвящённых России, родной Кубани, казачеству, природе, содержатся философские раздумья, раскрываются чувства и настроения, свойственные каждому человеку, любящему Родину и народ, и потому интересные ему и волнующие его. Вот почему и следовало бы привлечь внимание к автору возможно большего числа читателей.
            С годами поэтическое мастерство Юрия Колоднего, естественно, растёт. В новых стихотворениях глубже философское осмысление явлений, шире кругозор, разнообразнее тематика, обновляются средства художественной выразительности — трoпы, поэтические фигуры. При этом сохраняется главное: искренность, душевная открытость, многообразие лирических интонаций, передающих оттенки чувств и настроений автора.
            Цель творчества Юрий Колодний видит в том, чтобы очищать души людей, делать их лучше, добрее, благороднее. Осуществлению этой высокой цели и посвящены произведения поэта–казака, патриота и гуманиста Юрия Колоднего.

Валентина Балуашвили,
доктор филологических наук, профессор
Сайт разработан компанией «Вест-Консалтинг»
 
   
 

Hosted by uCoz