Юрий Колодний

Поздравляем Юрия Николаевича с выходом новой книги стихов «ДЫШУ МЕЛОДИЕЙ СТИХОВ». Желаем новых творческих успехов и удач!
РЕЦЕНЗИИ

Рецензии Юрия Колоднего



ПОЭТ НАРОДНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ



Буду петь Господу во всю жизнь мою,
Буду петь Богу моему, доколе есмь.

Псалом 103 (33, 2).


Когда мы слышим слова «Виктор Захарченко» и «Кубанский казачий хор», перед нашим мысленным взором возникает волшебное зрелище. Мы погружаемся в чистые звуки народной казачьей песни:

Когда поёт Кубанский хор,
Невольно сердце замирает…
Душа России оживает,
Когда поёт Кубанский хор.

(«Когда поёт Кубанский хор»)

Мелодии песен звучат подобно медленным степным или стремительным бурным горным рекам, отражая хрустальную чистоту и прозрачность кубанских криниц, дух народа и времени, приоткрывая загадочную и вечную тайну древней земли Кубани («земного рая»):
Край души и сердца. Музыка полей.
Горные вершины. Песни тополей.
Дар Екатерины – светло-божий рай!
Край казачьей силы – Краснодарский край!

(«Дар Екатерины»)

А танцы! Танцы разных народов и народностей, проживающих на бескрайних просторах Кубани, проносятся в едином полёте, удачно чередуясь с народными казачьими песнями, записанными с голоса народных исполнителей в станицах и хуторах Краснодарского края.
Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, основные черты характера создавшего его народа. Музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью, образностью, напевностью.
И во всём просматривается торжество и величие особого казачьего духа, историческая живая память народа, открытая душа и чуткое сердце большого Мастера, искренне любящего и радеющего за свою малую родину – Кубань, за земное Отечество – Россию.
В этом человеке соединились: вдохновенный собиратель народного песенного фольклора, талантливейший исследователь народной казачьей песни, блистательный режиссер и хоровой дирижер, чуткий и мудрый руководитель творческого коллектива, живого сложного организма – Государственного академического Кубанского казачьего хора, являющегося «визитной карточкой Кубани», национальным достоянием и гордостью России:
Опять успех, судьбы удача –
Миг, потрясение души.
Кубанский хор – мечта, задача –
Многоголосие Руси.

В полёте танца – сила жизни.
В словах – величие, печаль.
Поёт казак свой гимн Отчизне,
Звучит бессмертный наш ХОРал!

«Боже Всэсыльный, дай мэни крыла» -
Плачет душа – мир иной.
Музыка – совесть, музыка – сила,
Господа дар неземной!

(«Опять успех, судьбы удача…»)

Что же могут прибавить слова к этому торжеству народного духа, народной песни и танца? Только одно. Надо мысленно представить весь путь Виктора Захарченко:
В вечном поиске свободы
Всё мне хочется успеть.
И прожить разумно годы,
И любовь душой воспеть.
Выпить воздуха с прохладой
И глотнуть живой воды.
И с божественной усладой
Вновь открыть любви сады.
Раствориться в вечной песне,
В чистой, солнечной среде.
Жизнь моя, мы будем вместе
В горе, счастье и беде.

(«В вечном поиске свободы…»)

И подумать немного о тех богатствах, которые мы слышим и видим в продолжение 38 лет, отданных Виктором Гавриловичем подвижническому служению Кубанскому казачьему хору, родной Кубани во славу Божию и великой России. И сказать СПАСИБО хранителю и продолжателю народной казачьей культурной традиции, одному из самых вдохновенных творцов народной казачьей песни, настоящему «песнерачителю» (народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор В.Н.Минин) ПОЭТУ с тонким лирическим чутьём, высокой духовной культурой и присущей только ему проникновенной музыкальной интонацией. Для композитора Виктора Захарченко совершенство в музыке не конечный результат, а путь, по которому он идёт всю свою жизнь:
Не тревожь, судьба-дорога,
Не волнуй ты казака.
У заветного порога
Грусть безмерно высока.
Поле славы, поле брани,
Серебром блестят века.
Шашка в ножны – жизни грани –
Отблеск белого клинка.
Избежать в пути обмана
Помоги, Кубань-река!

(«Не тревожь, судьба-дорога…»)

Творческий путь Виктора Захарченко богат, высок и прекрасен. Он зародился, как чистый родник, протекающий в степном раздолье и горных кручах. Путь этот был нелегким, длительным, пролегал не только в степных безбрежных просторах, но и среди обломков скал, горных камнепадов. Но таково свойство родника, преодолевая живое пространство времени, получая новые жизненные силы от энергетических токов родной материнской земли, пробивать скалы, проходить сквозь камень и оставаться прозрачным и светлым:
Над Кубанью рассвет,
Солнце красит поля.
Здесь – Божественный свет!
Здесь – родная земля!..

(«Малой родины свет»)

А начиналось всё с гармони, небольшой зелёной гармошки, детской заветной мечты, которой он остался верен и пронёс через всю свою жизнь:
Ты играй, гармонь, играй,
Развернись тальянка.
Всю Россию собирай,
Милая крестьянка.

Да услышат мал и стар
Песню разливную.
Тот великий, щедрый дар -
Душу неземную.

Поиграет о беде -
Ведь не всё отрада.
Тяжкий труд всегда, везде -
Вот она награда.

Разбуди того, кто спит,
Растревожь немного.
Пусть душа его болит,
Хватит жить убого.

Ты играй, гармонь, играй,
Распрямись, тальянка.
Всю Россию собирай,
Милая крестьянка.

(«Русская гармонь»)

«Родился я 22 марта 1938 года в черноморской, то есть запорожской, станице Дятьковской Кореновского района Краснодарского края…
Моя мама, Наталья Алексеевна Носкова, «по подвирью» – родом Здоровэнко, 1907 года рождения. Нас, детей, у неё было шестеро: Вера, Галина, Николай, Зоя, я и Боря. Боря умер от голода семи лет, недоучился в первом классе. Вера и Галина умерли в младенчестве. Так что осталось нас трое…
Мама была круглой сиротой. С восьми лет она служила няней в поселке Лиски Воронежской области – это её родина. С 12 лет вся мамина жизнь – а прожила она без трех месяцев 90 лет – прошла в станице Дятьковской. В тридцатых годах они вместе с отцом сами построили хату. Для меня это родовое гнездо, отчий дом:
Мой Отчий край, краса и сила.
Богат и славен ты трудом.
Люблю тебя, где всё мне мило,
Люблю Кубанский светлый дом!

Рассветы ранние, закаты
И тихий шелест тополей,
И вишни белые у хаты,
И ширь, простор родных полей.

В них отдалённые раскаты,
И лёгкий ветер озорной.
Хлебов большие перекаты
И запах молока парной.

Люблю напевы дорогие,
Что раздаются над селом.
И пляски наши удалые,
С задором, юмором, теплом.

И в мыслях навсегда ты рядом,
Мой милый Край, мой Отчий дом.
Всегда со мной с цветами, садом,
С любовью, счастьем и добром!

(«Светлый дом»)

Маму мы видели только рано утром и поздно вечером. Часов в пять утра она на целый день уходила в «стэп» на работу. А мы, дети, «оставалысь» дома «сами». (Говорили мы в станице на украинском языке с самобытным и «ридным» кубанским диалектом). Вечером маме надо было накормить скотину, наносить воды из колодца, всех нас накормить и помыть. Уставшая и голодная, мама после работы не знала, за что хвататься. Корова мычит, куры кудахчут, собаки лают, а дети плачут, прямо как в поговорке: «Орры, мэлы, йиш!». Бабушек и дедушек у нас не было, как она успевала одна сделать всю домашнюю работу – ума не приложу! Крепкое было поколение, героическое. Нам сегодня до них так далеко…
Мой отец - Гавриил Иванович Захарченко, 1905 года рождения. Черноморский казак. Сирота. Профессия – сапожник. Ловкий был человек, быстрый. Участвовал в соревнованиях, призы брал. Голосом своим мастерски копировал звучание разных музыкальных инструментов и мечтал, чтобы хотя бы один из детей стал музыкантом. Мама часто говорила мне уже взрослому: «Эх, дожив бы батько, порадувався бы».
В августе сорок первом его призвали на фронт, а в ноябре мы получили известие о том, что он пропал безвести. Было ему 36 лет. Осталась от него кубанка, в которой я долго ходил в школу. Эх, знать бы тогда, какая это святыня – отцовская кубанка!
Ещё от него остались фотографии и всего два письма, в которых он нас поддерживал и писал: «Нам здесь весело….» Когда я их нашел, был дома один – очень долго плакал…
Маленький был, а помню, как отец уходил на фронт. Запомнил одну деталь – его серую кепку. Мне было три с половиной года…
Помню, как кричала и причитала мама, когда пришла похоронка. А потом сказала: «Не может этого быть, он живой». Есть такая народная примета: когда топишь печку и кричишь в неё, то вместе с дымом твой голос разносится по белу свету и доходит до того, о ком ты думаешь. И мама заставляла нас, детей, кричать в печку: «Папочка, возвращайся! Папочка, возвращайся!». Мы кричали и верили… Я теперь понимаю, каково маме было слушать наши причитания…
Мама всю жизнь отца ждала. Очень хотела рассказать отцу про всю свою безмерно трудную жизнь без него…
Сколько себя помню, я всегда слышал народные песни. Родная Дятьковская пела с утра до вечера – и ночью тоже… Это было тяжёлое послевоенное время. А люди пели, и пели все – от мала до велика. В нашей станице было радио. Но у нас дома был патефон (отец купил его ещё до войны), на котором мы слушали, затаив дыхание, Русланову, Лемешева, хор Пятницкого. Как мне хотелось учиться музыке! Даже письмо Сталину о своей мечте написал. Посетовал, что в школе нет ни одного музыкального инструмента. Не ожидал, что оно наделает столько шума: целая комиссия из центра пожаловала – разбираться. Досталось и мне, и маме, и директору школы. Однако баян купили, стали мне иногда домой давать. Помню, кнопочки потрогаю – и умираю от счастья. Возникало ощущение, будто инструмент в моих руках был всю жизнь. Мама тогда продала бычка, которого я добросовестно пас, и купила мне гармонь. Начал я играть на свадьбах: вальсы, польки, краковяк, фокстроты… Подбирал на слух или сам сочинял. Нотной грамоты ведь тогда совсем не знал…
В детстве я писал стихи, хорошо рисовал, пристрастился к шахматам, которые тоже оказали влияние на формирование моей личности. Но музыка пересилила. Мечтал стать композитором. Однажды прочитал объявление о наборе в музыкальное училище, загорелся. Взял гармошку, котомку с едой и без денег поехал на попутках в Краснодар.
В 17 лет в музыкальном училище я впервые услышал звуки фортепиано. Спать оставался в классе, на стульях, немного передохну и занимаюсь. А что делать? Очень хотелось стать музыкантом, композитором, дирижером. Во что бы то ни стало. А хотеть – значит мочь.
В 1960 году закончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище и поехал поступать в Новосибирскую консерваторию имени Глинки. Сибирь стала моей второй родиной, с ней связаны 14 счастливых лет жизни. Там я окончил консерваторию, там у меня родились две дочери, Вика и Наташа, мои нынешние усердные помощницы в хоре. Младшая, Вера, родилась уже в Краснодаре…
Сибирь оставила в моей душе добрый и чистый след, она подготовила меня профессионально. Без того опыта, который я получил, работая главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора, без той практики, которую почерпнул, записав в глухих деревнях тысячи песен с голоса народных исполнителей, я не справился бы потом с той серьезной работой, которая ожидала меня в Кубанском казачьем хоре» (В.Захарченко):
Вновь стою у храма,
Где душе охрана.
Я вернулся, мама,
В сердце нет обмана.

С колокольным звоном -
Счастья камертоном.
Звёздным небом, стоном -
Птичьим перезвоном.

Все прошёл, изведал
Под раскаты грома.
Не посмел, не предал
Я родного дома…

(«Вновь стою у храма…»)

Лучшие авторские песни Виктора Захарченко – песни народные. Такое ощущение, что поются они повсеместно и с давних пор. Народ их любит и помнит. И передаёт эти песни по наследству новым, молодым поколениям, как своё духовное достояние. «Композитор Виктор Захарченко свой талант прячет за народными шедеврами. Но у него тоже есть музыкальные шедевры» (народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, композитор А.А. Пахмутова).
«Кубанские казаки пели: «Мы сыны Кубани славни древнерусьски козакы». В черноморской песни «Прощай, мий край», записанной в станице Старонижестеблиевской, изложен их духовно-патриотический манифест:
Прощай, мий край, дэ я родывся,
Дэ пэрву жизнь свою выдав,
Дэ козаком на свит явывся,
Родной Кубани прысягав
Дэ диды, прадиды служили
У пользу Русьскому Царю,
За Русь головкы положилы,
Колы нужна – отдам свою.
Настав тяжолый час розлукы,
Я йду за родину служить.
Змоглы диды, зумиють внукы
Живот за веру положить.

Я проанализировал несколько тысяч народных песен, и анализ показал, что во все времена русские люди и казаки, как плоть от плоти русского народа, гибли за Веру, Царя и Отечество, за Святую Русь, за матушку - Россию, за Москву, за други своя, за волю и родную землю. Никогда герои народных песен не умирали за какие-то материальные ценности и блага. И даже за хлеб насущный. Сегодня не так много осталось настоящих потомственных казаков. Но казачий род неистребим, и я верю: «Козацкому роду нэма пэрэводу,/Козакы в колысках вырастають знов!» (В.Захарченко).
Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции. Но, по-моему, в идеале композиторство (сочинительство) – не профессия, а образ жизни человека, призвание, попытка понять и описать мир, заглянуть за грань невозможного, в бездонные глубины человеческого бытия (небытия), отразить пространство и время, сердечную боль за судьбу родной материнской земли. Это роднит и духовно сближает композитора и поэта. «Ведь я сочинитель – пишет великий русский поэт А. Блок - человек, называющий все по имени, отнимающий аромат у живого цветка». Лучшие песни Виктора Захарченко благоухают, в них бьется чуткое сердце композитора-поэта.
Песня – не рыночный продукт, а человеческий поступок. Подлинному художнику до всего есть дело. На все острые, подчас драматические вопросы времени откликается он сердцем и словом – своей судьбой:
Итог страданий – сердца плач…
На крест могильный, как палач,
Сел ворон, смотрит свысока,
На боль и муку казака.
В открытом поле за рекой,
Где дуб заветный вековой,
Не обрела душа покой…
О чём грустишь, казак лихой?
О доме и о злой судьбе,
О вечной памяти в мольбе?
Как голос совести поднять
И скорбь безмерную унять?
Увидеть Свет былых времён
Среди регалий и знамён?
И беды всей душой принять –
За Русь Святую постоять!

(«Дама казака»)

Композитор Захарченко постоянно в своих произведениях ставит перед слушателями судьбоносные вопросы – кто мы, откуда пришли, куда идём, в чем смысл жизни? На эти и многие другие вопросы он ищет ответы и в жизни, и в музыке.
Настоящего художника вызывает время, и только время способно объективно оценить вклад того или иного художника в копилку мировой культурной цивилизации, оставляя его вне времени и вне пространства, отправляя в небытие или приоткрывая врата вечности:
В спину дышит холодная вечность.
Время, словно стальная волна.
И стирает людей бессердечность,
И смывает прозренья чела.
Бьёт о берег до боли пустынный,
Век до срока сошедший с ума.
И костёр затухающий, дымный,
Напоследок мигает с холма.

(«В спину дышит холодная вечность…»)

Величайший русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов около 100 лет тому назад в одном из своих стихотворений (он писал «белые» стихи) записал: «Музыка… – это любовь! Сестра музыки - поэзия. А мать её – грусть!»:
Любовью за любовь
Я жизнь благодарю.
И свет разбудит вновь
Рассветную зарю.
Распустятся цветы,
Души коснётся луч.
И чистые мечты
Разгонят стаи туч.

(«Любовью за любовь я жизнь благодарю…»)

В основе авторских песен Виктора Захарченко: ЛЮБОВЬ к Отечеству - России, малой Родине – Кубани, Господу нашему Иисусу Христу, верность детской мечте, ЛЮБОВЬ к музыке, опыт пройденного жизненного пути и, несомненно, ЗАВЕТ МАТЕРИ – Натальи Алексеевны Захарченко (Носковой), переданный сыну в народных казачьих песнях:
Как дар светлой жизни, готов я отдать
Все песни Отчизне, что пела мне мать.
Напевы любимой былой старины,
Молитвой хранимой родной стороны.
Навек я запомнил Завет в тишине:
«В душе всё начало, в её глубине.
В словах – свет зарницы, огонь от свечи.
В напевах станицы – от сердца ключи.
Прислушайся к голосу, святости Глав,
Небесную музыку сердцем приняв».

(«Завет матери»)

Понятие «народная песня» отнюдь не означает, что песню сочинил весь народ, что у неё не было авторов – того, кто придумал слова, и того, кто положил их на музыку. Были. Только имена их остались или никому не известными или забылись. А песня обрела крылья, зазвучала. И живёт уже своей судьбой, отдельной от авторов. И стала народной.
Народная песня – основа основ нашей жизни. Это «заветы старины глубокой», «историческая живая память народа в слове», «особый казачий дух», «то, что помогает народу хранить Отечество», «это путь к познанию себя и Бога».
Народная песня – это постижение добра и приближение к истине:
Ищите доброту в себе,
В своей израненной судьбе.
В красотах нынешнего дня,
В бессмертной музыке огня.
В слезе, застывшей на щеке,
В безбрежной жизненной реке.
В священной памяти, в беде,
Ищите доброту везде!

(«Ищите доброту везде…»)

«Истина – то, что нужно каждому человеку для жизни и что, тем не менее, он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь» (Ф.Кафка).
Народная песня хранит в себе истинное искусство – УТЕШЕНИЕ. Это свет, исходящий из души народа («вера, язык, национальные культурные традиции, историческая память»).
Народная песня тесно связана с русской народной поэзией, со словом, которое обращено к душе и сердцу человека, помогает преодолевать жизненные трудности, поднимает дух и укрепляет веру защитников Отечества - Святой Руси:
Костёр затухает на бренной земле.
Гнёт ветер могучие кроны.
Не видно ни зги. Искры гаснут во мгле.
Рвут душу тяжёлые стоны.

Пою для народа, пою о стране,
Где духом овеяны годы.
Сегодня не ты и не я на коне,
Отчизну терзают невзгоды.

Но верю, с рассветом спадёт пелена,
Пред взором откроются своды.
С надеждой и верой воспрянет страна,
Как символ добра и свободы!

(«Костер затухает на бренной земле…»)

На мой взгляд, основная музыкальная и смысловая идея в творчестве Кубанского казачьего хора - возрождающаяся из вселенской грусти и земных тревог искренняя, исповедальная нота Воскресения Святой Руси!
В этой мысли скрыта великая тайна Святой Руси, а вместе с ней и Святой России - вновь и вновь возвращаться из исторического небытия.
За что России посылаются такие страдания? Святитель Владыка Николай Сербский в письме «Неправославному священнику, спрашивающему за что Бог карает православную Россию» подчёркивал, что Россия страдает не только за свои грехи, но и за грехи других народов, которые подобно Христу – приняла на себя ради спасения рода человеческого»:
Молюсь и верую в Россию –
Святаго духа благодать.
В её звезду, былую силу –
В любви за истину страдать.
В её душевное смиренье,
Стяженье духа, Божью власть.
В её великое стремленье -
Воскреснуть духом и не пасть!

(«Молюсь и верую в Россию…»)

Конечно, нужны реформы, нужны преобразования. Но главное не в этом. Главное - возрождение народной души:
Христос в душе, свеча во мраке…
Свет поглощают краски дня.
О, люди грешные, не в страхе,
Услышьте Голос, не меня!
В душевной боли - состраданье,
В звериной злобе – западня.
Мертво заветное преданье
Без жажды, святости, огня.
На гребне стона и печали,
Великой скорби, ночи, дня,
Раздался крик небесной дали:
«Спасите души, не меня!»

(«Свет Христа Спасителя»)

Как пророчески верны сегодня слова святого патриарха Тихона, которые прозвучали в дни возгорания Гражданской войны. Эти слова прозвучали в Дни святой Пасхи в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Петрограде. 16 июня 1918 года патриарх Тихон обратился к верующим: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только вера православная, только бы её не утратил русский народ. Всё возвратиться ему, всё будет у него, и восстанет он, как Иов из гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше»:
А мысль верна земным пределам,
Вселенской высоте Христа.
Вершинам дум и горним сферам
И благочестию креста.

В безмерной щедрости природа
Откроет тайны бытия.
Но наша полная свобода -
Тревожный спутник жития.

В горниле яркого заката
Мерцает вещая звезда.
И Слово нам дороже злата -
И Слово в душах навсегда…

(«А мысль верна земным пределам…»)

Песня обычно рождается, когда встречается со своим временем. Она врывается в тишину – «вселенскую скорбь и печаль роковую», проникает в «глубину вековую» и, преобразуясь во времени и пространстве, сохраняется в наших сердцах и душах, защищая и очищая их от греха, скверны, мракобесия. Настоящая песня способствует пробуждению в нас светлых чувств и мыслей:
В глубинах тьмы, где корни зла, -
Безмолвный пепел и зола.
Дым ускользает от костра,
До боли злобствуют ветра.
В тепле любви, где сердца жар,
Сокрыт великий Божий дар.
О, Русь, открой души глаза…
На землю падает слеза.
Урок судьбы - тяжёлый крест,
На блеск звезды укажет перст.
В закате дня Небесный Свет, -
России будущий рассвет!

(«В глубинах тьмы, где корни зла…»)

Песня в исполнении Кубанского казачьего хора – глоток свежего воздуха в наше непростое, сложное время:
Одна тишина порождает другую –
Вселенскую скорбь и печаль роковую.
Волна на волну наплывает вслепую,
А время течет в глубину вековую.
А время торопит, а время играет,
Как щепку на гребень меня поднимает.
И вновь опускает в пучину морскую,
В глухую, седую годину людскую.
Ни звука не слышно в бескрайнем просторе,
Где злоба на злобе и горе на горе.
Проносятся годы смертельно лихие
И стон исчезает в коварной стихии.
И вновь тишина порождает другую, -
Вселенскую скорбь и печаль роковую.
Волна на волну наплывает вслепую,
А время течёт в глубину вековую.

(«Одна тишина порождает другую…»)

Народная песня, подобно набату векового колокола, пробуждает совесть, помогает выжить народной душе в современных условиях, позволяет увидеть внутренними духовными очами Свет Господень, поддерживает в нас способность чувствовать, мыслить, а значит – творить и жить!
По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь»:
Свет откроет былые пределы,
Растревожит иные миры.
И у края безоблачной сферы
Приоткроет святые дары.
Свет Господень в безмолвном ответе
Разбросает по небу огни.
Прокричат журавли на рассвете:
Русь великая, святость храни!
Соль земли, вдох великих столетий,
Свет мечты и зарю перемен.
Пусть не будет земных лихолетий
И не будет коварных измен…

(«Свет Господень»)

Виктор Захарченко - один из тех художников, которые творят не только умом, но и сердцем, обладая уникальным талантом сердца. Такое ощущение, что музыка истекает из самого авторского слова и стиха. В ней и трагическая глубина, и внутренняя мощь, и, что самое главное, - солнечный духовный свет:
На дне души мерцает свет,
Свет от звезды далёких лет.
Он освещает путь в ночи
Дрожащим пламенем свечи.

Он – пламя плачущей звезды
В любви купающей сады.
Предвестник будущего дня, -
В нём искра Божьего огня.

(«Свет души»)

Виктор Захарченко композитор из народа, пишет для народа, выражая дух народа, передавая тревожное звучание нашего времени, проникая в глубинные слои народного сознания, в дух и характер народной песни:
Льётся музыка эпох –
Вечный зов пустыни.
То ли песня, то ли вздох
У ворот Святыни.

Слышен грохот, звон оков,
Мир в слезах поныне.
Приглушенный стон веков
В голосе гордыни.

Льётся музыка эпох –
Холод, зной пустыни.
Нет не песня, тяжкий вздох
У ворот Святыни.

(«Музыка эпох»)

Выражая национальное своеобразие, русский музыкальный фольклор, композитор Захарченко остается чутким к жизни других народов, он ни на кого не похож, кроме себя самого. Он один из немногих современных русских композиторов, кто подлинные народные песни возвёл в высочайший ранг профессионального искусства, кто умеет сердцем «читать» и душой «слышать» настоящую поэзию. Его отличают – внимание и чуткость к неповторимым особенностям того или иного автора, тонкое и влюблённое отношение к слову («давать «живые» слова, полные мысли и чувств»), взыскательный традиционализм, связь со всем лучшим в столь богатой русской поэзии и музыке XIX-XX века. В своём композиторском творчестве он опирается на незыблемые основы – народную песню и духовную музыку, идёт от Слова и только от Слова, прекрасно понимая: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1):
Нам не спрятаться за словом,
За высокою строкой.
В слове музыка былого -
Ключ к загадке вековой.

В тишине живой рассвета
Колокольный перезвон.
И поёт душа поэта
Песню памяти времён.

Гимн любви и свет свободы
В ярких образах мечты.
Оживают наши годы
В слове Божьей чистоты.

Но не спрятаться за словом,
За звучащею строкой,
Слышу музыку былого –
Ключ к разгадке вековой!

(«Ключ к разгадке вековой»)

Виктор Захарченко по природе своей не исполнитель, а созидатель – новатор, творец – поэт народной казачьей песни. И как у истинного большого поэта, у него свой поэтический стиль и свой мир. Каждая нота выстрадана. Ни разу не повторил, ни себя, ни других. Остается только удивляться философской, поэтической глубине каждой его песни, замечательной подачи слова, высокой независимости его ума и таланта, не считающимся ни с успехом, ни с модой, преданности и верности внутреннему своему голосу – музыкальному и душевному:
Пронесется время над моей страной.
Бросит жизни семя, окропит виной.
Разгорится пламя огненной зарёй.
Водрузится знамя – совесть над землёй.
Годы наши святы славою веков.
Верою объяты души казаков.
И не надо лести – грома над судьбой.
Казаку без чести – как без правды бой!

(«Казачья честь»)

Высокое искусство не исчезает, не проходит бесследно. Композитор Виктор Захарченко, говоря о прошлом, поднимая чувственными, музыкальными методами пласты великой русской истории, народной культуры, всегда – в настоящем и в будущем:
Пой, душа, играй тальянка,
Боль, сегодня не спеши.
Разливайся, россиянка,
Переливами души.
Пой весне, полям, зарнице
И родимой стороне.
Той мечте – далёкой птице,
Сизокрылой белизне.
Расскажи ты сердцем, песней,
Как просторы хороши.
Будет край ещё чудесней,
Лейся, музыка души!
(«Пой, душа, играй, тальянка…»)

Он ведет за собой, прокладывая путь к творческим вершинам человеческого духа, наполняет наши умы и сердца величайшими идеями и чувствами нашего времени.
Вот почему его произведения глубоко современны, поднимают и затрагивают самые сокровенные вопросы нашей жизни, будят совесть, трогают души и сердца слушателей:
Сердцем слышится весть –
Непростая строка.
Слава, доблесть и честь –
Три креста казака.
Три креста – боль Христа –
Русь душою чиста.

(«Три креста»)

Песни композитора Виктора Захарченко мелодичные и душевные, затрагивают и поднимают вечные вопросы человеческого бытия. Эти песни несут добро и любовь. Призывают слушателей сострадать, думать и размышлять. Они утешают и очищают наши души. Песни написаны в православной традиции с огромной любовью к малой родине - Кубани, казачеству, к Отечеству – России.
Недавно при нашей встречи, которая состоялась в канун празднования 200-летия Войскового певческого – Государственного академического Кубанского казачьего хора, Виктор Гаврилович подарил мне запись своего авторского вечера «В день весеннего равноденствия!». Концерт состоялся в День рождения Мастера 22 марта 2011 года в Центральном концертном зале Кубанского казачьего хора в Краснодаре: «Встреча с Вами, дорогие земляки, для меня особенно дорога, потому что только здесь проверяется истинная ценность моей работы. В других городах и странах, для других зрителей, выступление хора - это экзотика, а дома, где нас знают, где наша жизнь у всех перед глазами, и нас так тепло встречают и принимают, как сегодня, это особенно дорого. Я не могу встревать в концертную программу казачьего хора со своими песнями. Мне говорят: включай их, а я не могу. Знаю, что люди любят народные, казачьи песни и пришли на встречу с ними. Вот и ловлю этот денечек, свой день рождения, когда никто не скажет: опять своих песен насовал. Я очень хочу, чтобы мои песни продолжали казачьи традиции, в новом времени, с новыми подходами к нашей классической поэзии» (В.Захарченко):
Путь сильный осилит на быстром коне,
Весь холод вбирая в немой тишине.
Вдоль рек, по холмам крепко спящей страны.
Эй, кто там? Ответьте. Нет в правде вины.
Нет в горе обиды на прошлые дни.
В безмолвном пространстве блуждают огни.
Где вечность пылает, рождая зарю,
Эй, кто там? Ответьте. Вам сердце дарю!

(«Путь сильный осилит на быстром коне…»)

Несколько раз прослушал записанные на диске авторские песни Виктора Захарченко, которые духовно потрясли меня необычайной мелодичностью, философской глубиной, искренностью, внутренней сердечной молитвой, чистотой звучания. Казалось, что пела (исповедовалась) душа автора, рассказывая о прожитых годах, о жизненном и творческом пути Мастера – истинного поэта народной казачьей песни. Поэтические строки рождались сами собой:
Казаться быть я не хочу.
«Быть иль не быть?» – судьбы мгновенье.
Зажгут потухшую свечу:
Молитва сердца и смиренье.

На солнце блики. День в ночи.
Рвут душу тяжкие сомненья.
И давят тёмные лучи
В минуты скорбного затменья.

Душа услышит свет зари.
И станут вечностью мгновенья.
Гори свеча, свеча гори,
Огнём любви и вдохновенья!

(«Казаться быть я не хочу…»)

Композитор Виктор Захарченко первым услышал музыку моего стиха. Первым положил мои стихи на музыку. Укрепил мою уверенность в собственных поэтических силах. За что я ему сердечно признателен и благодарен.
Дорогой Виктор Гаврилович! СПАСИБО за сохранение и развитие народной музыкальной традиции, за искренность и чистоту интонации, свежесть звучания, за глубину проникновения в смысл и дух народной казачьей песни, за бережное отношение к великой истории народной души, к нашим корням и истокам.
СПАСИБО за самобытные авторские песни, которые, на мой взгляд, органически вплетаются в кубанскую старину и современность, затрагивают жизненно важные духовно-нравственные основы человека и общества, проникают в сердца слушателей, создавая особую душевную атмосферу сопереживания, и во многом определяют сегодня лицо Кубанского казачьего хора.
Пусть горит и светит «огнём возвышенной любви и творческого вдохновения» Общая свеча войскового Певческого (Музыкантского) - Государственного академического Кубанского казачьего хора на многая лета, согревая (очищая) души, указывая людям истинный путь в «скорбном затмении», давая надежду на то, чтобы душой услышать и внутренними духовными очами увидеть свет «былых дорог и дух святого Воскресенья» Святой Руси - России. Будьте здоровы и Богом хранимы!
За всё любовь благодарю!
За смех, за горестные слёзы.
За предрассветную зарю
Небесной музыки, за грёзы.
За убегающий ручей,
За аромат цветущей розы.
За теплоту святых лучей
В садах поэзии и прозы.
За всё любовь благодарю!

(«За всё любовь благодарю!»)

Член Союза писателей России,
член Международного сообщества писательских союзов
Юрий Колодний
Сайт разработан компанией «Вест-Консалтинг»
 
   
 

Hosted by uCoz