Отчий край Юрия Колоднего
Земля
кубанская —
древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали
тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые
на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически
все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю:
какие только племена и народы ни ступали на эту землю — основывали свои
города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов,
половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих
тесные связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить
на Кубань свое влияние.
Первое
славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском
полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского
нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания
Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привел сюда
оставшихся в живых участников.
Планомерное
заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких
воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску
(бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского
полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России.
Первая партия строевых казаков во главе с С. Белым прибыла сюда
морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.
Территория
края сложилась из части территорий, занятых до революции Кубанской областью
и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены
в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию
105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский
край с центром в Ростове-на-Дону. В 1934 году он разделился на Азово-Черноморский
(центр — Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр — Ставрополь) края.
13
сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область
и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая
Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область
вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.
Краснодарский
край выделен из состава Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 года
и является самым южным регионом России.
Кубань
— край двух морей — Азовского и Черного. Из общей протяженности границы
— 1540 километров 740 километров проходит вдоль моря.
Край
делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории)
и южную — горную (1/3 территории).
В
крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53
процентов — в городах и 47 процентов — в сельской местности.
Калининский
район находится
в юго-западной части Краснодарского
края, на расстоянии 75 километров от краевого центра, и граничит с Приморско-Ахтарским,
Тимашевским, Динским, Красноармейским и Славянским районами.
Общая
протяженность границ — 300 километров.
Площадь
территории Калининского района составляет 151605 гектаров.
Район
был образован 19 июля 1924 года как Поповический район в составе Кубанского
округа. Упразднен 11 февраля 1927 года, присоединен к Тимашевскому району.
В результате разукрупнения Тимашевского района 31 декабря 1934 года
образован Кагановический (сельский) район с центром в станице Поповической.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года переименован
в Калининский, а станица Поповическая — в станицу Калининскую. Упразднен
1 февраля 1963 года. Территория вошла в состав Тимашевского сельского
района. Вновь образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от
5 апреля 1978 года N5-92/15 "Об образовании Прикубанского района
в городе Краснодаре, Калининского и Крыловского районов в Краснодарском
крае" за счет части территорий Красноармейского и Тимашевского
районов.
История
Кубани тесно связана с историей казачества.
Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII — XIX веков.
Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства
и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Память о
доблести казаков до сих пор жива у народов, защищенных казаками. В
этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия
только сейчас уже от лица Российской Империи.
Во
второй половине XIX и начале XX веков казачество пребывало в зените
своей славы, в своем расцвете. Славы от подвигов, в расцвете потому,
что казачьи войска, их жизнь вошли в стабильное русло. Казачество
владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана.
Казачество имело управление, отличное от управления других губерний
России. На землях казаков существовало и самобытное местное самоуправление.
Включенное
в систему общероссийской юрисдикции казачество сохранило присущие
ему демократичность, собственную культуру. По уровню образованности
казачьи области были намного выше остальных губерний в Российской
Империи.
К
началу XX века в России существовало 11 казачьих войск общей численностью
4, 5 млн. человек. Наиболее крупными из них были Донское, Кубанское
и Терское войска.
Много
говорят о привилегиях и льготах казачества. Действительно, с точки
зрения русского мужика центральной губернии казачество пребывало в
достатке. И отчасти это так, казачья семья владела до 50 десятин земли,
однако не выплачивала налоги государству в отличие от другой части
населения. Но казаки платили главную повинность государству — военную,
которая длилась практически всю жизнь.
Начиная
с XVII века, т.е. с создания централизованного Русского государства,
в России проводилась политика, направленная на обособление каждой
социальной группы. Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все
русское общество делилось на сословия. Казачество не стало исключением.
С одной стороны, государство всячески поддерживало обособленный социальный
статус казаков. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь
казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны, столь
же сильными были внутренние этнические процессы. Культура казачества
формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычное
право, костюмы, бытовой уклад, самосознание казаков. Поэтому, пройдя
через горнило испытаний в начале ХХ века, казачество сохранилось как
этнос. Особенно значительную роль эти факторы сыграли в Донском, Кубанском
и Терском казачьих войсках, каждое из которых отличается своей неповторимой
культурой и самобытностью. Особенно выделяются Кубанское и Терское
войска (так называемые Кавказские). Их культура развивалась под влиянием
донского и запорожского казачества, а также под влиянием культуры
горских народов (поведение в быту, в семье). К началу ХХ века эти
войска представляли собой действительные этнические группы, причем
замкнутые, поскольку притока извне уже не было, и стали неотъемлемой
частью Северо-Кавказской цивилизации.
|