«Литературные известия» №16 (20) 2009 г.
«ИЩИТЕ ДОБРОТУ ВЕЗДЕ!..»
О новой книге стихотворений Юрия КОЛОДНЕГО
В сегодняшней жизни, в её суетной повседневности человеку столь непросто сохранить и удержать в душе то высокое человеческое достоинство, которое было завещано нам нашими великими предками, подлинными витязями Земли Русской – государственными деятелями и полководцами, художниками и писателями. Нынешний дух времени почти не оставляет места для возвышенного созерцания, неспешного раздумья о судьбе Отечества. Много душевных сил и жизненной энергии уходит на самоутверждение в жизни. И трудно судить за это человека, поскольку короток наш век, и каждому хочется занять хорошее место в земной иерархии, дабы оставить детям и внукам достойный задел для жизни… Однако написано, что «не хлебом единым жив человек», поэтому неизбежно каждый русский, в духовном поиске гармонии и верных путей, прикасается к искусству, в том числе к русской поэзии как искусству подлинно народному, наиболее ярко и проникновенно несущему в себе черты традиционного русского религиозного опыта. Великие имена Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Тютчева, Фета, А.К.Толстого, а также весь пантеон русской поэзии в его полноте служит надёжным путеводительным спутником для каждого, взыскующего истины на смутных и полных соблазнов земных путях. В конце XX – начале XXI столетий Россия пережила сложнейший драматический период, предоставивший ей шанс более глубокого понимания своего места в истории; говоря образно, открывший духовные шлюзы для выплеска эмоциональных переживаний русского национального самосознания, молитвенных излияний и жизнеутверждающих гимнов во имя и во славу нашего великого Отечества – России. Новейшее время дало России и её культуре целый ряд мощных поэтических имён, утверждающих величие русского духа и неизбежность русского возрождения во всём величии и красоте Божьего замысла. Одно из таких имён – русский поэт Юрий Колодний.
Уважаемый читатель! Открывая новую книгу Юрия Колоднего «Свет Любви», ты словно входишь в пречистый храм, стоящий на прочных, веками испытанных основах, намоленный и струящий благодать. Открывается книга авторским посвящением памяти матери – и всё дальнейшее содержание книги несёт на себе незримую печать того внутреннего света, с которым у каждого русского связано имя матери. Эпиграф из Афанасия Фета сообщает книге ту необходимую внутреннюю преемственность, которая помещает автора в соответствующий духовно-литературный контекст и, подобно воинской присяге на верность, навечно подчиняет поэта своим бескомпромиссным постулатам. «Древняя молитва», замыкающая концептуальность вступления, формулирует эти постулаты аскетично и бескомпромиссно…
При всём внутреннем полифоническом богатстве книги, её лейтмотив выражен совершенно определенно – это утверждение Добра, любовь к матери, любовь к Отечеству и к родной Кубани. Эстетически Юрий Колодний целиком принадлежит русской поэтической традиции. В его стихах полностью отсутствует столь модный в нынешнее время и сулящий лёгкие дивиденды так называемый эксперимент. Юрий Колодний совершенно свободно чувствует себя в стихии родного языка, ему внятны звонкие созвучия, его стихам присущи точные рифмы, в них бьётся и пульсирует русская жизнь во всей её полноте. Не чужд поэзии Юрия Колоднего философский поиск смысла бытия, места и роли человека в земном мире. Чувство органического единения с родной природой пронизывает поэтический мир Юрия Колоднего, неся на себе отсвет всего опыта русской поэзии в разработке этой темы. Мало того, чтобы почувствовать себя плотью от плоти родной земли – нужно еще и найти точное слово для того, чтобы выразить это чувство, верно назвать его, чтобы стало оно достоянием поэзии и нашло отзвук в сердце читателя, заставив его биться в унисон с чутким и неравнодушным сердцем поэта.
Особое место в творчестве Юрия Колоднего занимает духовная тема. Этой темы он касается сдержанно и целомудренно, как и подобает человеку, несущему в душе свет истинной веры, не замутнённой тщеславием и «общественными тенденциями». В молитвенном обращении поэта к людям сколь искренно и пронзительно звучат слова призыва, продиктованного стремлением к утверждению христианских, православных ценностей в сердцах и душах:
Христос в душе, свеча во мраке…
Свет поглощают краски дня.
О, люди грешные, не в страхе,
Услышьте Голос, не меня…
<…>
На гребне стона и печали,
Великой скорби, ночи, дня,
Раздался крик небесной дали:
«Спасите Души – не меня!»
В отдельных стихотворениях муза Юрия Колоднего обращается к форме иносказания, выражая лирические порывы в обобщенных образах и красивых метафорах. Его лирических герой постоянно пребывает в состоянии внутреннего непокоя, порождаемого несовершенством мира, в котором он является участником нескончаемой битвы за святые идеалы Добра и Красоты. Поэт понимает, что борьбе этой нет конца, и поэтому так убедительно звучат строки:
Не затупиться, не сломаться,
Иглой и лезвием остаться.
И, как пружина, всё сжиматься,
И не сорваться, не сорваться…
Тема родной Кубани выражена в поэзии Юрия Колоднего в высшей степени вдохновенно. Для поэта Кубань – не просто земля, на которой он родился, это – романтическая мечта, нечто вроде недостижимого идеала, к которому он влечётся, где бы ни был. Вообще, склонность к народной жизни проявляется во всём поэтическом строе поэта, все стихи его так или иначе обнаруживают принадлежность к простым людям, людям честного труда:
Заиграла вдруг гармошка
За станицею в тиши.
Погоди, постой немножко,
Гармонист моей души.
Переборами, басами,
Переливами стиха,
Голубыми небесами
Разрываются меха…
Раздел книги «Когда душа грустит в ночи» содержит новые песни, и поэтому стоит особняком в книге «Свет любви». Почему-то с некоторых пор в общественном сознании сложилось (или было навязано) такое представление, что песня – это как бы и не совсем стихи, что песенные тексты нельзя судить по таким же высоким критериям, как поэзию… И это при том, что существуют великие, всемирно известные русские песни («Ой, да не вечер, да не вечер…», «Догорай, гори, моя лучина…», и др.) огромной поэтической силы, несущие в своих словах наше национальное самосознание и передающие его подспудно из поколения в поколение… Не впадая в сравнение, скажу лишь, что истоки песен Юрия Колоднего находятся именно в сфере народной песни, а также в сфере русской державной песенной традиции. В общем и целом, как автор текстов песен, Юрий Колодний предстаёт перед читателем, как говорится, «отдельной строкой» - зрелым мастером, знающим законы жанра и чувствующим болевой нерв народной жизни…
Творчество Юрия Колоднего ещё ждёт своего взыскательного критика, которому предстоит более системно и масштабно раскрыть особенности этого значительного поэтического дарования. В рамках предисловия следует сказать, что его творчество переживает подъём, и книга «Свет любви», возможно, знаменует яркий этап в развитии поэта.
Поэзия Юрия Колоднего сегодня нужна России. Нужна потому, что в настоящее время, когда мы стоим на переломе времён, за которым неведомо, что ждёт нас, в эти роковые времена русскому народу необходимы источники веры в своё предназначение, в святость и вечность России в Божьем мире, в незыблемость духовных ценностей, завещанных нам нашими предками и нашей великой историей. Поэзия Юрия Колоднего – один из таких источников. Пусть сопутствует ему удача на его жизненном и творческом пути. А читателю его новой книги «Свет любви» я хочу пожелать душевной чуткости и верного понимания всего того, о чём было сказано выше.
Иван ГОЛУБНИЧИЙ
Поэт, прозаик, публицист, критик
Лауреат Всероссийской премии им.Петра Проскурина
Лауреат Всероссийской премии им.Дмитрия Кедрина
Действительный член Петровской академии наук и искусств
Главный редактор газеты «Московский Литератор»
Секретарь Правления Союза писателей России
Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Заслуженный работник культуры Чеченской республики
|