К предисловию к книге стихов «Под Покровом Пресвятой Богородицы». М: «Вест-Консалтинг». 2006 г.
ИСТИНА ОТКРЫВАЕТСЯ В ЛЮБВИ
ИЛИ ЧЕМ ДУША ДЕРЖИТСЯ
«Искать истину — значит искать предмет любви.
Искать же истину как орудие
или искать её ради использования —
значит, искать истину ради прелюбодеяния.
Тому, кто ищет её ради этого,
истина бросает искомую кость,
но сама прячется от него
за стенами тридевятого царства.
Да, милые мои, за стенами,
и тридевятого царства!»
Святитель Николай Сербский
Дорогие читатели! Перед Вами моя новая книга стихов «Под Покровом Пресвятой Богородицы», восьмая по счету.
Издревле русский народ почитал Богородицу, Заступницу за весь грешный род людской, Милосердную Матерь Божию.
У истоков русской славы
светлый праздник — Покрова.
Воссияли блеском Главы —
золотые острова.
Под Покровом жизни бренной
тихо плещется вода.
Колокольный звон Вселенной —
благовестные года.
«Самый первый храм, заложенный сразу после Крещения Руси Святым Равноапостольным князем Владимиром, известный ещё как Десятинная церковь, был посвящен Успению Божией Матери. Многие русские храмы воздвигались во имя прославления Пречистой Девы. Ни в одной христианской стране мира нет и не было такого количества церквей, посвященных Небесной Владычице. Сколько чудотворных икон Божией Матери явилось на земле Русской!» 1
«Почитание Божией Матери и Её покровительство над Русской землею — часть нашей трудной истории. Вера в то, что Отечество наше находится под особым покровительством Царицы Небесной, была и остается незыблемой. Неслучайно с древних пор Русь именуют Домом Пресвятой Богородицы.
Любовь человека к Божией Матери на Русской земле — это прежде всего почитание её икон. В редком городе нашего Отечества нет храма, посвященного Пресвятой Деве. В каждом храме — чтимые иконы Богородицы, а лик Её озаряют множество горящих свечей. В домах же православных перед образом Божией матери всегда теплились лампады. И во дни горя и сомнений, в час безысходной тоски — к Ней. ходатаице и заступнице, к Царице Небесной, к Божией Матери, видевшей многие страдания, возносятся молитвы о помощи.
Икона Божией Матери встречала православного человека при рождении и крещении, Ее иконой благославлялись жених и невеста на брак, она же провожала человека в последний путь.
С Иконой Божией матери связаны многие важнейшие события в жизни нашего Отечества. Невидимое присутствие и видимая помощь Божией Матери избавляла от врагов, чудесным образом спасая нашу землю от страшного разорения, а народ — от гибели». 2
«Пусть меня оставят все, только бы не оставило мужество, — писал святитель Игнатий Брянчанинов. Пусть в тяжелых жизненных обстоятельствах кажется, что тебя забыли все люди. Но ты знаешь, что тебя не забыла Царица Небесная, держит Свой Покров над тобой. И если ты знаешь это, ты мужественно непобедим».
«Так как же нам без покровительства Божией Матери? Как нам без Её покрова? И русский человек, прошедший за всю историю свою через столько различных нашествий, пленений, страданий , рабства, — он всегда молился Божией Матери. И с её помощью возрождался. Вера была, и посты были, и молитвы были, и клали поклоны денно-нощно, и слезно рыдали: «Господи, помилуй!» (Протоиерей Игорь Филин).
Завоевана свобода
силой правды и Креста.
Дело русского народа —
в свете замыслов Христа.
Не померкнет честь и слава,
Русь душою высока!
Православная Держава
под Покровом на века!
Стихи, вошедшие в книгу, написаны в разное время. Есть среди них известные, а также новые стихи, которые бы мне хотелось Вам сегодня представить.
На отдельные стихи уже написана музыка профессиональными и самодеятельными композиторами России.
На мой взгляд, в стихах уже должна присутствовать музыка, а в песне стихотворение продолжает жить. Стихи (слова) живут музыкой и в музыке! Подлинные стихи только совместно с прекрасной музыкой способны затронуть глубинные струны человеческой души.
Посредством «музыки стиха» можно даже сказать о масштабах дарования поэта. «Графоман способен удержать музыку строки, в лучшем случае — строфы; профессиональный стихотворец — музыку целого стихотворения; великий поэт — музыку всей своей поэтической вселенной. Может именно это и отличает великого поэта» (Л.А. Аннинский).
У поэта может быть много сборников, но, по сути, он пишет в своей жизни одну единственную книгу, отражая различные грани собственной судьбы, вплетаясь нитями души и сердца в судьбу своей Родины.
Поэт отражает проблемы личности и общества, но чаще просто ставит те или иные вопросы перед собой и Миром.
Стихи — своеобразное «пересеченье судеб», мыслей и чувств, связанных с определенной внутренней свободой и чистотой, где Богом заложена поэтическая (музыкальная) драматургия. Это тот духовный мост, который соединяет сердце поэта и душу читателя, ищущего свою дорогу к Храму Души.
«Сближение земного и небесного — вот главный завет современному православному художнику, доставшийся нам от простых тверских, владимирских, новгородских изографов и богомазов» (народный художник России — Валерий Балабанов). Это же можно сказать и о настоящих поэтах (творцах).
Мне очень нравится Пушкинская формула восприятия поэзии — «над вымыслом слезами обольюсь». А.Н. Островский сказал о Пушкине: «Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость» 3
В октябре 2004 году вышла моя пятая книга «Золотая звонница», которая уже живет своей судьбой, отдельной жизнью.
Более 70 стихотворений из книги «Золотая звонница» связано с Краснодарским краем. Во многих школах края учителя используют стихи из этой книги на уроках по «Кубановедению». Калининский и Тимашевский районы поют песни, написанные на стихи из этой книги. Предисловие к ней написал известный русский поэт Лев Константинович Котюков — товарищ Николая Михайловича Рубцова и Юрия Поликарповича Кузнецова по Литературному институту им. А.М.Горького. Для меня очень приятно, что Виктор Гаврилович Захарченко — художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического ордена Дружбы народов Кубанского казачьего хора заинтересовался некоторыми стихотворениями из этой книги и положил их на музыку. В январе 2005 года успешно прошла презентация сборника на Кубани. Многие стихотворения стали «Золотой строкой Московии», вошли в различные антологии, журналы, сборники.
Думаю, что возникла объективная необходимость переработать главу этой книги «Казачья исповедь», дополнить ёё новыми стихами. Представляемая Вам книга «Под Покровом Пресвятой Богородицы» не повторение, а творческое, духовное продолжение «Казачьей исповеди».
Я считал «исповедь» стихами прямого действия, т.е. требующей от читателя активного вмешательства в жизнь, в производство Добра. Например, печально, что до настоящего времени не перенесли в другое место танцплощадку из парка станицы Калининской, где когда-то располагался Покровский храм, где хоронили казаков-героев Первой мировой войны:
Церковь соборная,
Кладбище старое…
Взорвана, взорвана
Родина малая…
По сей день, продолжается «танцевальная вакханалия» на прахе предков…
Танцы, танцы на костях
русского народа?..
Танцы в Храме, на Мощах
взорванного Свода…
Светлой памяти, Крестах,
на остатках рода…
На подорванных сердцах
нищего народа…
Плачет Небо… стон души:
«Да побойтесь Бога!»…
Танцы, танцы на Руси —
вечная тревога…
Мы с женой часто ездим по городам России и видим, что уже разрушили («взорвали») всё, что могли. Продолжается планомерное, целенаправленное «разрушение» душ молодых людей, проводится работа «на понижение традиционных ценностей и разрушение национального архетипа» (Юрий Поляков). Это наша общая боль и беда. Надо бить тревогу. Здание можно быстро построить, а вот чтобы «построить», восстановить исковерканные души, возродить в них Веру, потребуется ох как много времени.
«Нет человека, который был бы как Остров,.. а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»…(Джон Донн) 4.
Какой год мы ищем национальную идею (концепцию жизни), забывая о великой русской культуре, православной вере (религии), о России, о малой Родине. Что же это за национальная идея? Что может построить или передать поколение с психологией «разрушителей»? Это общая тема и она требует продолжения, иначе можно действительно превратиться в «материалистическую скотину» (Н.В. Гоголь) при попустительстве и безразличии власти к нуждам народа. Страшная «духовная нищета» постепенно овладевает людьми (не путать с «нищими духом!») 5.
Неужели нам нужен ещё один эксперимент, чтобы понять, что ни в коем случае нельзя отрывать душу человека от Бога (Веры)! Это и есть вечная истина, которую мы забыли, потеряли в обыденной повседневной жизни. Которая была доказана на примере России страшными человеческими испытаниями, неоправданными жертвами, всей нашей жизнью.
В июне 2005 года вышла моя шестая книга стихов «Честь имею!» (стихи, песни, романсы, посвящения), где вступительная статья впервые была написана мной. Но не смог я ответить в ней на все вопросы, поблагодарить всех тех людей, которые сыграли в моей жизни определяющую, решающую роль.
Не может поэт жить без поэтического окружения, общения. Вот таким окружением для меня с 2002 года стали друзья и знакомые Булата Шалвовича Окуджавы. На многие годы его дом в Переделкино стал моим вторым домом.
Огромную благодарность хотелось бы выразить Ольге Владимировне Окуджава и многим замечательным сотрудникам этого по истине живого, народного музея.
Летом почти каждую субботу присутствую на встречах «Булатовских субботах» в доме — музее Б.Ш.Окуджавы. Много стихотворений было обдумано, да и написано непосредственно в этом прекрасном доме.
Это своеобразный Литературный Университет, где каждый слушатель сдает только один экзамен — «экзамен совести»…
Не могу ещё раз не упомянуть прекрасного человека, великого музыканта, педагога — Виктора Гавриловича Захарченко, который вот уже более 30 лет руководит Государственным академическим Кубанским казачьим хором.
Виктор Гаврилович Захарченко (Кубанский казачий хор) — это те живые душевные нити, которые поддерживают мою связь с Кубанью, моей поэтической, малой Родиной. Многие стихи были написаны специально для Кубанского казачьего хора.
Всегда прислушиваюсь к советам (наказам) Виктора Гавриловича Захарченко.
Никогда не забуду, как он при нашей встрече душевно, проникновенно прочитал замечательное стихотворение казака-эмигранта А. Савицкого «Боже Всэсыльный, дай мэни крыла» и сказал: «Вот видишь 8 строк, а в них вся жизнь!». И это действительно так.
Всегда со мной его советы (наказы):
1) Обязательно писать о России, малой Родине (Кубани);
2) Изучать творческое наследие классиков русской литературы (поэзии);
3) Иметь творческую (поэтическую) индивидуальность;
4) С уважением, любовью относиться к народной песне;
5) Читать духовную литературу.
6) Ответственно, требовательно относиться к поэтическому Слову.
Благодаря Виктору Гавриловичу появилась и эта книга. Было огромное желание сделать творческую паузу, «замолчать» на некоторое время. Считал, что стихами уже ответил на многие вопросы бытия, но, прослушав прекрасные песни Виктора Гавриловича на стихи русских и украинских поэтов-классиков, не удержался от соблазна написать ещё одну книгу стихов.
Песни Виктора Гавриловича наполнены особой кубанской теплотой, щедрой добротой, мудростью, высокой духовностью. Они мне близки и понятны. В них он отстаивает интересы нашей Родины — России, малой Родины — Кубани. Это самое достойное состояние души человека.
Когда слушал авторские песни Виктора Гавриловича, то невольно вспомнил слова великого духовного мыслителя, проповедника, поэта, философа, пророка, святителя Николая Сербского из его письма «Неправославному священнику, спрашивающему, за что Бог карает православную Россию», где Владыка говорит, что Россия страдает не только за свои грехи, но и за грехи других народов, которые — подобно Христу — приняла на себя ради спасения рода человеческого.
В песнях Виктора Гавриловича Захарченко слышится мощь и сила России, русского народа, гордость за нашу Родину. Душой и сердцем понимаешь, что Россия — одно из великих государств, которое после распятия обязательно Воскреснет (!)
Как не вспомнить здесь пророческие слова великого русского философа И.А.Ильина, сказанные в начале XX века: «Мировая закулиса хоронит единую национальную Россию. Неумно это. Недальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежно на века. Россия — не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своём призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его прежде времени! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!».
Песни в исполнении Кубанского казачьего хора помогают нам жить, а мне — ещё и писать стихи в наше непростое время.
Казаком надо — «Родиться», «Стать» и «Быть». С первым всё понятно — Родина от Бога, а вот со вторым и третьим не всё так просто. Надо очень много поработать над собой, чтобы казаком «Стать», а тем более «Быть».
Конечно, необходимо вернуть Регалии Кубанского Казачьего войска на Кубань! Как можно быстрее восстановить войсковой собор в честь святого благоверного князя Александра Невского. Надо мудро решить вопрос восстановления исторической справедливости о переименовании города Краснодара или точнее восстановлении первоначального его названия Екатеринодар… Но за всем этим надо не забыть главные, определяющие святыни, ценности Кубанского казачества, ради чего, а главное, ради кого все это делается.
Казачья честь, совесть, святое братство, единство, православная Вера, родная наша Кубанская Земля — вот главные святыни Кубанского казачества! Сохраним эту основу, духовные составляющие Кубанского казачьего войска, вернутся и Регалии. Именно это завещали (наказывали) нам наши деды и отцы. Об этом надо всегда помнить.
Мне кажется, что единственным объединяющим фактором (символом) в настоящее время на Кубани является Кубанский казачий хор. На него возложена сейчас очень важная историческая миссия.
Специально для моих земляков, для Кубанского казачьего хора, для Виктора Гавриловича Захарченко было написано стихотворение «Завещание казаков», которое посвящено памяти бывшего войскового атамана кубанского казачьего войска, генерала Вячеслав Григорьевич Науменко, который скончался 30 октября 1979 г. на 97-м году жизни. Чего только не довелось пережить этому человеку, этому Казаку! Благодаря ему, настоящему русскому казачьему офицеру, Кубанское казачье войско выжило, выжило достойно, не растеряв знамен, регалий, не утратив души.
До настоящего времени не нашла своего отражения в литературе, не исследована по-настоящему на Родине поэзия русского зарубежья, поэзия казаков-эмигрантов, разных по степени одаренности, по интонации, но искренних, честных и преданных России. Среди них такие замечательные казаки-поэты русского зарубежья, как Н.Н. Туроверов, И.И. Савин, В.А. Смоленский, А. Савицкий, Н.А. Келин. Через все их тексты проходит чувство ответственности за свою великую державу, за её честь, вера в стойкость, в её светлое будущее. «В них нет исступленной ненависти, а есть стремление понять то новое, что происходит в далекой России» (Петр Ткаченко).
Памяти казаков-эмигрантов, настоящих русских казачьих офицеров посвящено стихотворение «РОССИЯ, НЕ ЗАБУДЬ…».
Покидали Россию со слезами на глазах. Ничего у них не было, кроме чести, совести и огромной любви к России, своей израненной и поруганной Родины.
Вот несколько вопросов из интервью Марины Антоновны Деникиной-Грей, которые задала Елена Чавчавадзе — директор президентских программ Российского фонда культуры — незадолго до кончины Марины Антоновны 6.
— Вы сказали: «У нас дома вечно не хватало денег». Разве ваша семья жила не богато?
— Мы были не то чтобы нищими, но бедными.
— А почему так получилось?
— Когда мои родители эвакуировались из России, они совершенно ничего не вывезли. Папа увёз лишь свои ордена, кое-какое оружие и несколько икон. И всё! В Англии, так как он был военным, английское правительство предложило ему пенсию как генералу союзнической армии, он отказался. Жить было не на что. В конце концов русское издательство в Париже заказало ему мемуары. Понемногу стал писать «Очерки русской смуты», пять томов, но за это он получал деньги. Книги хорошо продавались…»
Эта тема требует очень серьезного осмысления, анализа на различных уровнях власти.
История повторяется, но уже как «фарс». Нас так же, как и их предали и забыли…
Завершить предисловия к своей книге мне бы хотелось словами Преподобного Сергия Радонежского «Любовью и единением спасемся!» Об этом нам надо помнить всегда и не забывать.
Особую благодарность хотелось бы выразить члену Союза журналистов России Светлане Алексеевне Дремасовой, собственному корреспонденту газеты «Калининец» (Калининский район Краснодарского края) и члену Союза журналистов России Владимиру Ефимовичу Ревину, собственному корреспонденту газеты «Антиспрут» (Тимашевский район Краснодарского края), которые вернули меня на малую Родину. После их статей люди узнали, что есть человек, который живет и работает в Москве, но душой и сердцем находится на родной Кубанской земле, пишет о Кубани.
Второй год существует мой сайт: www.Kolodnij.narod.ru В гостевой книге сайта Вы можете написать свой отзыв о той или иной моей книге, о том или ином моем стихотворении.
Буду очень рад и признателен за Ваши отзывы, ибо поэт пишет, прежде всего, для других, отдавая частицу своей души и сердца.
Другое дело, насколько это хорошо получается, тут уже судить не мне, а Вам, моим читателям.
Желаю Вам удачи.
С искренним уважением,
благодарностью
Член Союза писателей России,
член Международного сообщества писательских союзов,
подполковник медицинской службы запаса
Юрий Колодний
1). Гусакова В.О. Православный словарь церковного искусства. – СПб.: ИЦ «ЛИТА», 2004. С.4.
2). Березина Л.Д, Возвращение Святыни Тихвинской. Санкт Петербург. «Царское Дело». С. 17-18.
3). Островский А.Н. По случаю открытия памятника Пушкину // ПСС: в 12 тт. М., 1978. Т.10.С.113.
4). « Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса и разрушит Замок твой и Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» (Donne, Johe - 1572 - 1631).
5).«Литературная газета» №28,29. 2005 г. Ю.Поляков «Зачем вы, мастера культуры?».
6). Литературная газета №51 (6050) от 7-13 декабря 2005 г.
|